Инициация – это переход, перерождение, посвящение. В древности у каждого народа были традиции инициации для мальчиков и девочек, парней и девушек.
У древних славян тоже существовали обряды посвящения, отголоски которых можно встретить в сохранившихся русских народных сказках.
Встреча в мире теней
Во времена язычества инициация была обязательным ритуальным действием для того, чтобы человек мог перейти на другой уровень бытия, символически погибнув в своей нынешней ипостаси.
Древние славяне во время обряда инициации проводили ритуал метафорического перерождения в волков. Участники инициации должны были умереть в облике человека и заново родиться в волчьем обличье.
Инициация состояла из нескольких этапов. Изначально все участники обряда и их кураторы отправлялись вглубь леса или любое другое отдаленное место, где и происходил ритуал.
Место проведение обряда символизировало мир теней – потусторонний мир, а участник считался мертвым, пока не свершится перерождение.
Юношей встречали жрицы Мокоши – богини судьбы и владычицы мира мертвых. Впоследствии в русских народных сказках будет часто повторяться сюжет о том, как главного героя встречает в темном лесу Баба Яга и дает ему различные задания.
Так в настоящем обряде жрицы богини проводили юношей на место испытания, а далее их судьба зависело от жрецов Велеса. Символически, бог Велес-змей должен был проглотить участников, что тоже отражено в народном фольклоре, где упоминается Змей Горыныч.
Метафорическая гибель
Участники принимали символическую смерть в виде физических и моральных унижений. Это необходимо было для воспитания тела и духа, а также проверки инициируемых на силу, волю и твердость характера.
Участники обряда должны были воздерживаться от смеха, криков боли, а также еды и питья.
В это же время инициируемых обучали знаниям, легендам, различным традициям, обрядам и ритуалам из жизни племени. В сказках и народных сказаниях Баба Яга обучает героя различным магическим вещам в обмен на то, что он сделает для нее какую-либо услугу.
Одним из составляющих элементов ритуала посвящения был постриг – короткая стрижка волос, которая была неотделима от порки – ритуального битья на меже поля – границы двух миров.
Конь, как один из главных животных на Руси, также участвовал в обряде. Нужно было приструнить необъезженного жеребца и на нем проскакать указанную дистанцию пути.
Например, во время феодальной власти существовала традиция «посажения на коня», когда юные сыновья князей впервые садились на лошадь.
Перерождение в волка
После прохождения всех обрядовых действий на юношей надевали волчьи шкуры и принимали в «волчий» союз мужчин племени под предводительством вождя – главного волка. В древности считалось, что с этой поры все парни становились волками, так как главным тотемным животным у древних славян был именно волк.
Также перерожденные получали новые имена и новую одежду.
Но юноши не должны были возвращаться в племя, пока не докажут на деле волчью сущность.
Поэтому какое-то время они жили вдали от всех, добывая себе пропитание любыми возможными способами, в том числе грабежом и убийствами.
Инициация происходила всегда до женитьбы, что можно увидеть во всех сказках. Сначала героя ждет множество испытаний, а в конце сказки он благополучно жениться и остепеняется.